Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Использование дистанционного обучения в преподавании информатики и ИКТ.

Дистанционное обучение - это далеко не новое явление. Уже много лет широко распространено заочное обучение. В настоящее время мы ощущаем на себе "виртуальную лихорадку" дистанционного обучения вследствие появления сети Интернет. Первые дистанционные программы были созданы для того, чтобы сделать "элитарное" образование массовым и общедоступным.

По сравнению с традиционным, очным обучением дистанционное имеет целый ряд преимуществ: свободный график обучения, территориальная независимость, индивидуальный темп обучения, свободный выбор программ и курсов из предлагаемого перечня, отсутствие личных ограничений и т.д.

Возраст? Стеснительность? Способности? Здоровье? Все это в прошлом. Дистанционное обучение - это идеальный и, возможно, единственный выход для людей с ограниченными возможностями, включая даже слепых. К тому же дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с общением.

Один из аргументов противников дистанционного образования - в том, что никакой компьютер не заменит живого общения в классе. На это можно возразить тем, что интерактивные технологии вполне могут обеспечить "живое" общение с преподавателем — и, может быть, даже более свободное и "отвязанное", нежели в реальной жизни.

В настоящее время в Краснодарском крае реализуется комплекс мер по модернизации общего  образования, одним  из направлений которого является организация дистанционного обучения. На базе МБОУ СОШ №30 поселка Мостовского, в которой я работаю, создан Центр дистанционного образования для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

На данный момент дистанционно обучаются 5 учеников из Мостовского района. Трое из них выбрали информатику  и ИКТ:  Цыплина Диана (п. Мостовской, 5 класс),  Ивакина Елена (п. Псебай, 8 класс) и Ханов Максим (ст. Переправная, 10 класс)

Уроки строятся на базе «I - школы» - образовательного ресурса, который является единой информационно-образовательной средой, позволяющий реализовать принципы деятельностного и компетентностного подходов и обеспечить обучение школьников в индивидуальной образовательной траектории.

«I - школа» построена на  системе дистанционного обучения Moodle. Ориентировано она на модульное представление материала, что существенно облегчает выстраивание индивидуального маршрута. Плюс ко всему этому прозрачная система отчетности о деятельности всех участников образовательного процесса. Все оценки собираются в единый журнал, который содержит удобные механизмы подведения итогов, создания отчетов.

В разделе «Информатика и ИКТ» размещаются необходимые учебные и информационные материалы, задания, тесты, лабораторные, практические работы; даются ссылки на дополнительный материал на других сайтах в Интернете, организуются форумы для обсуждения. Но помимо готового материала на уроках я использую свои наработки, предлагаю выполнять проектные работы на свободную тему. Например, Ивакина Елена в OppenOffice создала несколько интересных проектов: «Времена года», «Календарь» и др., Ханов Максим подготовил содержательный доклад по теме «Системы счисления».  Дополнительным преимуществом является возможность сократить время поиска учащимися необходимых для изучения темы ресурсов и, следовательно, оптимизировать время урока.

Имея такой контент и используя элементы дистанционного обучения, я использую следующие приемы:

1. Рекомендую ученику, пропустившему несколько тем изучить материалы урока, выполнить практические работы, тесты и домашнее задание и выслать отчёт в режиме почтовых сообщений или разместить на сайте.

2. Эти материалы даю для опережающего изучения темы сильному ученику и организовываю форум для обсуждения, чтобы затем на уроке можно было монолог учителя заменить на осмысленную (со стороны учеников) беседу-обсуждение данной темы с учётом высказываний на форуме.

3. Если тема, обсуждаемая на уроке с использованием программы Scape, которая в режиме on-line обеспечивает видеосвязь, заинтересовала учеников,  то я создаю форум, и дискуссия продолжается, в дистанционной форме. Выступления и частные комментарии учеников на форуме я также оцениваю.

Обобщая свой небольшой опыт, прихожу к таким выводам:

1. Для образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие нешуточные качества как ответственность, умение планировать время, самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого человека.

2. Значит, для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в особой среде, например, игровой.

3. Родители или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических, профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях, побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями, радоваться его успехам.

Как видно, форма обучения – очная или дистанционная, сама по себе не влияет на конечный результат. Дети сами не бегут в школу, не хватают учебники и задачники вместо игр и телевизора, если им учиться неинтересно.

         Поэтому главным результатом своей деятельности считаю то, что ученики с интересом изучают мой предмет, всегда вовремя выполняют домашние задания, причем нередко подходят к его выполнению творчески. А также все тестовые, самостоятельные и контрольные работы выполняют на высоком уровне.

          На этом останавливаться я не планирую, в дальнейшем хочу привлечь своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.