Использование
дистанционного обучения в преподавании информатики и ИКТ.
Дистанционное
обучение - это далеко не новое явление. Уже много лет широко распространено
заочное обучение. В настоящее время мы ощущаем на себе "виртуальную
лихорадку" дистанционного обучения вследствие появления сети Интернет.
Первые дистанционные программы были созданы для того, чтобы сделать
"элитарное" образование массовым и общедоступным.
По
сравнению с традиционным, очным обучением дистанционное имеет целый ряд
преимуществ: свободный график обучения, территориальная независимость,
индивидуальный темп обучения, свободный выбор программ и курсов из
предлагаемого перечня, отсутствие личных ограничений и т.д.
Возраст?
Стеснительность? Способности? Здоровье? Все это в прошлом. Дистанционное
обучение - это идеальный и, возможно, единственный выход для людей с
ограниченными возможностями, включая даже слепых. К тому же дистанционные формы
обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с общением.
Один
из аргументов противников дистанционного образования - в том, что никакой
компьютер не заменит живого общения в классе. На это можно возразить тем, что интерактивные
технологии вполне могут обеспечить "живое" общение с преподавателем —
и, может быть, даже более свободное и "отвязанное", нежели в реальной
жизни.
В
настоящее время в Краснодарском крае реализуется комплекс мер по модернизации
общего образования, одним из направлений которого является организация
дистанционного обучения. На базе МБОУ СОШ №30 поселка Мостовского, в которой я
работаю, создан Центр дистанционного образования для обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья.
На
данный момент дистанционно обучаются 5 учеников из Мостовского района. Трое из
них выбрали информатику и ИКТ: Цыплина Диана (п. Мостовской, 5 класс), Ивакина Елена (п. Псебай, 8 класс) и Ханов
Максим (ст. Переправная, 10 класс)
Уроки
строятся на базе «I - школы» - образовательного ресурса, который является единой
информационно-образовательной средой, позволяющий реализовать принципы деятельностного
и компетентностного подходов и обеспечить обучение школьников в индивидуальной
образовательной траектории.
«I - школа» построена на системе дистанционного обучения
Moodle. Ориентировано она на модульное представление материала, что существенно
облегчает выстраивание индивидуального маршрута. Плюс ко всему этому прозрачная
система отчетности о деятельности всех участников образовательного процесса.
Все оценки собираются в единый журнал, который содержит удобные механизмы
подведения итогов, создания отчетов.
В разделе «Информатика и ИКТ» размещаются необходимые
учебные и информационные материалы, задания, тесты, лабораторные, практические
работы; даются ссылки на дополнительный материал на других сайтах в Интернете,
организуются форумы для обсуждения. Но помимо готового материала на уроках я
использую свои наработки, предлагаю выполнять проектные работы на свободную
тему. Например, Ивакина Елена в OppenOffice создала несколько интересных проектов:
«Времена года», «Календарь» и др., Ханов Максим подготовил содержательный
доклад по теме «Системы счисления». Дополнительным
преимуществом является возможность сократить время поиска учащимися необходимых
для изучения темы ресурсов и, следовательно, оптимизировать время урока.
Имея такой
контент и используя элементы дистанционного обучения, я использую следующие
приемы:
1. Рекомендую
ученику, пропустившему несколько тем изучить материалы урока, выполнить
практические работы, тесты и домашнее задание и выслать отчёт в режиме почтовых
сообщений или разместить на сайте.
2. Эти
материалы даю для опережающего изучения темы сильному ученику и организовываю
форум для обсуждения, чтобы затем на уроке можно было монолог учителя заменить
на осмысленную (со стороны учеников) беседу-обсуждение данной темы с учётом
высказываний на форуме.
3. Если
тема, обсуждаемая на уроке с использованием
программы Scape, которая в режиме on-line обеспечивает видеосвязь,
заинтересовала учеников, то я создаю
форум, и дискуссия продолжается, в дистанционной форме. Выступления и частные
комментарии учеников на форуме я также оцениваю.
Обобщая свой небольшой опыт, прихожу к таким выводам:
1. Для
образования в любой форме нужен мотив. Дистанционное образование поначалу может
привлекать некоторой новизной. Но оказывается, что дальше требуются такие
нешуточные качества как ответственность, умение планировать время,
самостоятельность при выполнении работ и т.д. – все, что требуется от взрослого
человека.
2. Значит,
для среднего школьного возраста дистанционное образование нужно осуществлять в
особой среде, например, игровой.
3. Родители
или другие значимые для ребенка взрослые обязательно должны участвовать в
процессе обучения. Причем участие этих взрослых не требует технических,
профессиональных знаний, умений. Они должны проявлять глубокую
заинтересованность деятельностью подростка, говорить с ним о его занятиях,
побуждать его не пропускать учебное время, не опускать руки перед трудностями,
радоваться его успехам.
Как видно, форма обучения – очная или дистанционная,
сама по себе не влияет на конечный результат. Дети сами не бегут в школу, не
хватают учебники и задачники вместо игр и телевизора, если им учиться
неинтересно.
Поэтому главным результатом своей
деятельности считаю то, что ученики с интересом изучают мой предмет, всегда
вовремя выполняют домашние задания, причем нередко подходят к его выполнению
творчески. А также все тестовые, самостоятельные и контрольные работы выполняют
на высоком уровне.
На этом останавливаться я не планирую, в дальнейшем хочу привлечь своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.