Использование метода проектов в преподавании
информатики и ИКТ.
Проектная
деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Актуальность использования проектной
методики на уроках информатики и ИКТ определяется соответствием социальному
заказу государства, в частности,
требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта
нового поколения по реализации
деятельностного подхода в
обучении.
Непременным условием проектной деятельности является
наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,
этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию
результатов деятельности.
Самое решающее звено этой новации – учитель. В
проектно-исследовательском обучении меняется роль учителя. Из носителя знаний и
информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и
коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из
различных источников.
Работа над учебным проектом позволяет выстроить
бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение
творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в
результативную созидательную творческую работу.
В целях обучения информатике и ИКТ в
общеобразовательной школе заявлено приобретение
опыта проектной деятельности.
Технология проектной деятельности предполагает следующие общие подходы к структурированию
проекта:
1. Начинать
следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее
учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно
исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются
учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие
определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна
"мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования,
поиска информации, творческих решений.
4.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым
исследовательским, творческим задачам.
5.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях
в научном обществе, в групповой работе).
6. Защита
проектов, оппонирование.
7.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Весь курс обучения информатике и ИКТ в начальной школе можно представить в
виде большого межпредметного проекта, в котором выделяются более мелкие
проекты, как индивидуальные, так и групповые.
В 2011 – 2012 учебном году, согласно учебному плану нашей школы, я вела факультатив «Информатика в играх
и задачах» в 1 классе. Программой факультатива предусмотрено выполнение
учащимися проектов. На занятиях я совместно с учащимися занимаюсь проектной деятельностью
в электронной интегрированной творческой среде ПервоЛого. При организации
проектной деятельности с младшими школьниками я руководствуюсь особенностями
развития ребенка. Поэтому первые творческие работы ученики выполняли на
интересующие их темы: «Дом моей мечты»,
«Моя семья» и др. Учащийся выполняли задание, которое является
осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
- осваивали
модели учебной деятельности,
-
приобретали конкретные технические навыки в использовании ИКТ,
- получали
наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий,
- развивали
навыки общения.
В марте 2012 года на районном семинаре
руководителей школьных методических объединений учителей начальных классов
«ФГОС. Реализация внеурочной деятельности» мной было подготовлено и проведено открытое занятие факультатива
«Информатика в играх и задачах» по теме
«Я – путешественник. Проектирование в электронной интегрированной
творческой среде ПервоЛого». Все
первоклассники подготовили в течение 30-минутного занятия индивидуальные
мини-проекты на тему «Путешествие» и
представили результаты своей работы одноклассникам и гостям (рис. 1, 2).
Рис.1 Рис. 2
Занятие получило
высокую оценку участников районного семинара.
В основной школе в соответствии
с возрастными особенностями школьников 5-9 классов, я организую проектную деятельность в групповых
формах.
Знания, полученные во время изучения
графического редактора, применяются и при создании презентаций
в программе Power Point.
Создание презентаций – яркий пример
применения метода проектов в курсе ИТ. В
работе делается акцент на приоритет деятельности исследовательского,
поискового, творческого характера.
На первом уроке учащиеся знакомятся с
этапами создания презентаций. Ребята при изучении основных возможностей
программы Power Point параллельно
реализуют тематические проекты: «Мои увлечения», «Что общего между человеком и
компьютером», «Как устроен компьютер», «История развития информационных
технологий» и др. Необходимую им информацию они берут из книг, сканируя её с
помощью сканера, или из Интернета. Ребята с удовольствием подбирают материал
для своих проектов. Изучение темы завершает защита проектов.
Проектная деятельность на моих уроках, обеспечивающая
формирование информационно-коммуникационной компетентности, представлена
тематическими проектами, реализуемыми в течение одного или нескольких уроков до
длительных проектов, с их продолжением и расширением на факультативах.
Например,
- Проект «Применение эффектов для изображений в графическом редакторе Adobe Photoshop»
Чернышовой Валерии, 7 «Б» класс, был
представлен на общешкольной ученической конференции «Мой проект» в 2010 году.
- Групповой проект «Авторская
компьютерная презентация в программе PowerPoint «Мой родной
поселок», выполненная Губановой Мариной,
Дерейко Владой, Бутывченко Сергеем,
7 «А» класс, был представлен на общешкольной ученической конференции
«Мой проект» в 2010 году.
- Проект «Тигренок года» Чернышевой
Валерии, 7 «Б» класс, был представлен на конкурс «Цифровой ветер - 2010».
- Проект «Антивирусные программы»
Заболотнева Руслана, 9 класс, выполненный в графическом редакторе Adobe Photoshop,
был представлен на конкурс «Школа – безопасная галактика - 2010»,
организованный компанией «Касперский».
- Мини-проекты в программе Open Office
Ивакиной Елены, 7 класс (обучается в нашей школе дистанционно) представлены на
ученической конференции «Я - исследователь» в МБОУ СОШ №30 в 2012 году.
В старшей школе в курсе "Информатика и ИКТ" программой
предполагается проведение практикумов - больших практических работ,
ориентированных на получение целостного содержательного результата,
осмысленного и интересного для учащихся. На уроках информатики и ИКТ учащиеся
приобретают опыт комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ
в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической
деятельностью.
Так при работе над темой
"Информационная технология хранения данных" учащимся объявляется, что
результатом изучения этой темы станет создание и защита индивидуальных проектов
– баз данных: «Книжная энциклопедия», «Страны», «Школа» и др. Учащиеся тем
самым приобретают не только необходимые знания умения и навыки по данной теме,
но и возможность самостоятельно пройти все этапы и создать свою индивидуальную
БД.
Больших успехов в создании проектов
учащиеся добиваются при изучении темы «Алгоритмизация и программирование».
Примером может
служить участие старшеклассников в ДООИ - 2010
(Дистанционная Обучающая Олимпиада по Информатике), где на выходе
учащиеся представили проект, написанный на языке программирования Pascal.
Например, в этом 2012 году мы снова принимаем участие в ДООИ- 2012. А так же выступали с проектами «Калькулятор. Программирование на языке С#» Шевченко Алексея, 9 «Б» класс, и «Текстовый редактор. Программирование на языке С#» Смирнова Артема, 10 класс, на ученической конференции «Я - исследователь» в МБОУ СОШ №30 (рис.3, 4).
Рис. 3 Рис.4
Таким образом, проектный метод является эффективным на всех ступенях обучения информатике и ИКТ. На мой взгляд, применение метода проектов является решением проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике и ИКТ. Проектная деятельность помогает каждому ученику овладеть обобщенными практическими умениями и навыками при подготовке проектов, формирует информационную компетентность.